Оффшор. Труба?

Оффшор… При этом слове, посвящённым людям сразу представлялись короткие контракты, немыслимые по меркам торгового флота зарплаты, круглосуточный Интернет,…

Да, были конечно неудобства в виде маленьких кают, частых перелётов, работы в странах третьего мира. Но всё это до недавнего времени с лихвой компенсировалось высокими зарплатами. Шутка ли – 500-600 американских денег в день! Это заставляло моряков идти на разные ухищрения: платить большие взятки за уход в рейс (до 10 000 тыс. долларов даже доходило), «рисовать» себе опыт работы в оффшоре (опять же за деньги), сидеть на берегу и ждать по полгода и дольше – когда же тебя отправят в рейс.

А разных «решал» развелось вокруг этой темы! Одни со временем «легализовались» — открыли центры обучения и берут за прохождение курсов баснословные деньги, другие продолжают работать по принципу «ЕстьХорошаяВакансияНоэтостоитДенег». Третьи могут «проконсультировать»: Как попасть в оффшор (Такие себе курсы личностного роста). Не бесплатно, разумеется.

Почему я говорю «было»? Потому что «сладкие» оффшоры, похоже, накрываются, «медным тазом».

Что случилось

1. Нефтяные компании уже разведали что хотели. Кто нашёл нефть и пробурил скважины, кто не нашёл. Но в любом случае, отпала необходимость в таком количестве сейсмиков, DP (мечта любого оффшорника) и т. д.

2. Потребность в специалистах резко сократилась. Попасть на работу в оффшор стало стоить немыслимых денег и времени. Расходы на сертификаты, взятки достигают сумм с четырьмя нулями (не гривен), а ухода в рейс можно ждать годами.

3. На крюинговом рынке активизировались разного рода кидалы: «Плати деньги и жди полгода в очереди. Раньше срока даже не беспокой»

4. Ну и главное. Резко упали цены на нефть, что приводит к сокращению её разведки и добычи. Многие компании закрывают действующие месторождения, останавливают разработку новых, сокращают работников.

Давайте вернёмся лет на десять назад. Зарплаты в оффшорах были такие же как на танкерном флоте и отличались от контейнерного на 10-15% в большую сторону. Именно рост цен на нефть за последнее десятилетие породили ажиотажный спрос на оффшорный флот и высокие зарплаты. Каждый стремился попасть работать на дрилль-платформы, якорезаводчики, суда снабжения,…

Сейчас ситуация изменилась на прямо противоположную. Всё больше «оффшорников» рассылают свои «аппликашки» по крюингам в надежде снова вернуться в торговый флот. В среднем, ежедневно, в крюинги приходит по 10 анкет моряков из оффшорного флота желающих вернуться на контейнеровозы, балкеры, танкеры и т. д. К сожалению, не все судовладельцы хотят брать специалистов с большим перерывом в работе на торговых судах.

У моего знакомого старпома, перерыв в работе на «чемоданах» — два года. Работал в это время в оффшоре. Обратился в одну одесскую контору, где требовался старпом на автовоз. Услышали о большом перерыве, не захотели дальше разговаривать.

Ещё один, за полдня обошёл 6 «оффшорных» крюингов. Везде были вакансии только от АРАМКО и только с full DP. Таких примеров полно – достаточно почитать морские форумы. Некоторые оффшорные моряки сейчас перешли на меньшие зарплаты, только чтобы не потерять место – ждут выхода индустрии из кризиса. Но сколько так можно ждать: год, два, десять? За это время, работая в торговом флоте в нормальной компании можно хорошо, стабильно зарабатывать. И правильно сейчас делают те, кто держит «нос по ветру» — успеть вовремя вернуться на торговые суда, пока твоё место не заняли другие.

Лет 8 назад, оффшорные курсы читал один капитан, который тогда говорил: «Те, кто перешёл в оффшорный флот 3 года назад – сели в уходящий поезд. Сейчас вы пытаетесь догнать ушедший».

Так вот, перефразируя уважаемого капитана, сегодня можно сказать: «Кто сейчас переходит в торговый флот – садятся в уходящий поезд. Кто сделает это завтра – будет догонять ушедший».